Глава Муниципального образования Купчино города Санкт-Петербурга.

382 просмотра

Ровно 120 лет назад был заложен легендарный крейсер «Аврора»

Ровно 120 лет назад — 4 июня 1897 года был заложен легендарный крейсер «Аврора». Это произошло на судоверфи «Новое адмиралтейство» (ныне — «Адмиралтейские верфи» Санкт-Петербурга). Тогда никто не мог предположить, что корабль сыграет одну из важнейших ролей в российской истории, дав сигнал в октябре 1917 года началу штурма Зимнего дворца. Однако помимо этого «Аврора» стала уникальным кораблем еще и тем, что принимала участие в трех войнах XX века — Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.

Мог быть и «Психеей»

В конце XIX века российское руководство приняло решение построить три крейсера нового типа, которые получили название «Проект «Диана». Русский императорский флот в те годы было необходимо модернизировать. Кроме того, усилилась военная угроза — как со стороны Англии, так и со стороны активно развивающейся Германии.

Строительство сильно затянулось, так как предприятия, производившие ряд комплектующих, были перегружены заказами и не успевали поставить их в срок. Корме того, в Российской империи не хватало мощностей и специалистов для создания корабельных двигателей нового типа, а потому машины для «Авроры» заказали у Франции.

Были и другие импортные комплектующие: рефрижераторную машину для корабля заказали в Великобритании. Вооружить корабль решили восемью 152-мм пушками Канэ, 24 пушками в 24 мм, восемью легкими пушками в 37 мм и четырьмя пулеметами «Максим». Общая стоимость работ составила порядка 6,4 млн рублей.

Название для нового крейсера выбирал лично император Николай II. Ему предложили список из возможных названий. Среди них были: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун». Император написал на полях записки слово «Аврора».

Спущен на воду корабль был 11 мая 1900 года в присутствии Николая II и императрицы Александры Федоровны, которые наблюдали за происходящим из Императорского павильона. В ходе испытаний на военном судне было выявлено множество недостатков.

В частности, компасы «Авроры» функционировали с серьезной девиацией, а машины не набирали полную мощность.

Лишь в 1903 году крейсер зачислили в состав Русского императорского флота.

Вскоре началась Русско-японская война. «Аврора» попала в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, ей предстояло, вместе с другими кораблями, предпринять переход с Балтийского в Тихий океан и вступить в схватку с противником.

«Несмотря на то, что корабль был зачислен в состав флота в 1903 году, к моменту войны это был уже далеко не новый корабль. Крейсера «Жемчуг», «Изумруд», а также броненосцы класса «Бородино» были новее. А крейсер «Олег» и вовсе превосходил «Аврору» по всем параметрам. В целом же конструкция «Авроры» была неудачной.

Сами офицеры говорили, что корабли типа «Диана» отличаются от трансатлантического пакетбота (судно для перевозки почты) лишь некоторым количеством шестидюймовых орудий. Для своего времени «Аврора» был достаточно тихоходным и не очень хорошо вооруженным кораблем», — рассказал «Газете.Ru» военный историк Борис Юлин. По его словам «Аврора» уцелела в крайне неудачной для России войне с Японией лишь благодаря умелым действиям экипажа и грамотному руководству командира крейсера Евгения Егорьева.

Поход к японским берегам не обошелся и без забавных курьезов. В африканском порту офицеры «Авроры» взяли на борт двух крокодилов в качестве домашних питомцев. Через какое-то время их выпустили погулять на палубу, и одна из рептилий убежала от моряков и прыгнула за борт. Увы, в соленой воде океана крокодил погиб. Кроме того, на корабле был организован любительский театр, посмотреть на актеров которого приходили даже моряки с других кораблей.

Выжил почти чудом

В составе 2-й Тихоокеанской эскадры «Аврора» вступила в Цусимское сражение, которое окончилось для российского флота полной катастрофой. Из 30 военных кораблей в том бою уцелело лишь шесть. Сам крейсер в ходе сражения прикрывал транспортные корабли эскадры. А затем пытался прикрыть огнем получившие тяжелые повреждения броненосцы. При этом «Аврора» дважды оказывалась под перекрестным огнем противника и дважды выходила из огневой засады. Также в крейсер была выпущена торпеда, однако благодаря умелому маневру «Аврора» вовремя увернулась от нее. Тем не менее японцам удалось нанести кораблю 18 серьезных повреждений, вывести из строя многие орудия, а также повредить все четыре трубы.

Несколько раз огнем противника с корабля был сбит флаг. Но всякий раз моряки с риском для жизни возвращали его на место. «Аврора» же выпустила по врагу порядка 2 тысяч снарядов из пушек всех калибров. В бою погибли 16 матросов и офицеров крейсера, в их числе — командир Егорьев. Крейсеру удалось избежать пленения и дойти до Манилы на Филиппинах. Там он ремонтировался по соглашению между Россией и США до осени 1905 года. На следующий год корабль прибыл в Российскую империю.

Поделиться с друзьями: